одержание и карта сайта Филосоыия Относительности
Оставить сообщение Автору проекта  " Философия относительности"
  "Оставим книги, обратимся к разуму" Р.Декарт   
(А.Э) и (А.Э)` Авторский интернет-проект "ФИЛОСОФИЯ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ"
     Познание объекта – есть определение его относительных сравнительных характеристик (величин) и их причинно-следственных зависимостей (размерностей), формулирование понятия.
  • Что есть научное понятие?
  • Что есть познание, знание, наука, теория?
  • Какова их природа и взаимосвязь?
  • Существует или нет методология формирования понятий?
Николай Брылёв. Статьи...

О НАУЧНЫХ ПОНЯТИЯХ, ИХ РОЛИ В ПОЗНАНИИ.

МЕТОДОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОНЯТИЙ.

Что есть научное и ненаучное понятие? Как должны формулироваться понятия? Какова роль понятия в познании и науке? Что есть понятие «наука», «теория», «знание», «познание», какие общенаучные понятия должны отражать их природу, методологию?  Каково соотношение и причинная связь понятий наука, знание, теория и познание? Как должны быть связаны в эволюции все научные понятия? На каких общих принципах должны строиться все научные понятия? Должна ли быть общая методология формирования научных понятий?

В свете глобальных проблем естествознания и познания, актуальность темы очевидна. Это тема, существенная часть общей проблемы теории познания. Вот об этом и пойдёт речь.

В чём отличие научного и ненаучного понятия?

Все научные понятия отражают (формулируют) какую-то статичную или изменяющуюся объективную, общепринятую, познанную реальность. Как правило, определённую в единых системах координат (эталонов) времени и пространстве, в величине и размерности (природе). Например, планета Земля, Иванов А.А, величина параметра в момент времени, изменение чего-то, число людей в театре, размер предмета, химический элемент.... Или отражают отношения объектов, их взаимодействие (столкновение шаров, обмен стоимостей, отображение чего-то на что-то..). Эти понятия имеют внутреннюю определённую структуру, сравнительную характеристику, а значит конкретику. Как правило, являются общепринятыми и в какой-то степени эталонными, ибо с ними можно что-то объективно сранивать. Именно из этих понятий должна строиться любая, несущая объективную информацию мысль, научная теория, спор или дискуссия, норма юридического права, другие понятия.

Ненаучные понятия отражают не очевидную, не общепринятую, безотносительную, до конца не определённую однозначно (не познанную) и неэталонную, не определённую в пространстве и времени, субъективную реальность (душа, совесть, полезность, бесконечность, справедливость, красота, честность, порядочность, народ, хорошо, плохо, тепло, холодно, нормально, добро, зло...). С этими понятиями нельзя ничего сравнивать, они многозначны и неконкретны. Из таких понятий построены стихи, гороскопы, катрены Настрадамуса, психологические тесты, речи политиков, гипнотическое воздействие, аутогенные тренировки и пр. Это существенная часть языка гуманитариев, поэтов, политиков. Они доказали свою жизнеспособность по эмоцианальному или психологическому воздействию на субъекта. Но предел их научной применимости ограничен низкой степенью конкретики, отсутствием эталона этого понятия и сравнительной с ним характеристики (величины), отсутствие однозначной структуры, пространственно-временной и причинно-следственной определённости. На таких понятиях "не построить ни дома, ни сарая". Они недопустимы в употреблении, когда речь идёт о вопросах, затрагивающих жизненные интересы людей и их объединений. Они должны отсутствовать в любом способе познания (науке), в серьёзной дискуссии, в теории права (способе познания справедливости), в речи "народных избранников" и в любой речи, которая доносит мысли претендующие на общепринятую актуальную реальность, на определённость.

Никто не спорит о важности точного формулирования понятий для науки. Любое понятие отражает реальность. Либо субъективную либо объективную. Следовательно, все причинно-следственные связи, отражающие эту реальность должны присутствовать в структуре и эволюции (изменчивости) самих понятий. В методологической причинно-следственной взаимосвязи научных понятий, должна быть заложена методология познания и методология изменчивости объектов, которые отождествляются их понятиями. В методологии познания должна быть заложена методология взаимодействия объекта, нуждающегося в понятийном определении и человека, формулирующего этот объект в форме понятия. Если в формулировке не прослеживается структура познанной реальности, следовательно методология формирования понятий и методология познания данной реальности отсутствует. Напрашивается следующий вывод: пока не определены общие, глобальные зависимости во взаимодействии, эволюции объектов и их свойств, не будут найдены и аналогичные зависимости в эволюции и методологии формирования понятий. Пока, ни первого, ни второго в современной методологии познания не найдено. И в этом направлении позитивного движения в науке не наблюдается. Понятия научные и ненаучные перемешаны, разница между ними отсутствует. Научные понятия часто определяют через ненаучные, относительные через безотносительные. Понятийный кризис, как следствие и проявление общего кризиса теории познания, налицо.

Так называемые "научные понятия" методологически часто не сформированы. Причинно-следственная структура понятий не просматривается, а общие закономерности их образования и изменчивости не являются общенаучными. Не будем голословны.

Например, существует ряд формулировок понятия «наука». «Научнее» данного понятия, пожалуй, в качестве примера, не придумать.

НАУКА - особый вид познавательной деятельности, направленной на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире. (Новейший философский словарь, в редакции Е.В. Хомича)

Наука, сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности;(БСЭ)

Наука - в социологии - социальный институт, функцией которого является производство, накопление, распространение и использование новых знаний. (Общественные науки)

Из анализа приведенных выше формулировок можно сделать следующие выводы о сформулированной природе данного понятия.

То есть, наука - это разновидность познавательной деятельности человека по производству, накоплению и систематизации объективных (достоверных, обоснованных) знаний.(авт.).

А что значит познавательная деятельность? Это собственно и есть процесс познания, процесс "производства" знаний. А что значит достоверность и обоснованность? Это, по большому счёту, общепринятость, эталонность знаний, определённых научными понятиями.

Существует понятие «знания».

Знание – это проверенный практикой результат познания действительности. (БСЭ).

То есть, знание - формулируется как продукт (результат) познания, продукт познавательной деятельности.

Таким образом, науку, в значительной степени, определяют через понятие «знания», а «знание», через понятие «наука».

Данная обратная взаимосвязь понятий «наука» и «знание» в теории понятий называется тавтологией, когда нечто определяется или доказывается тем же самым (лат. idem per idem). Ошибочность и научная вредоносность тавтологии проясняется в отсутствии причинно-следственных обратных связей в реальных физических объектах, которые эти понятия отождествляют. То есть, от процесса "производства" знаний, качество знаний зависит, а вот от качества "произведённых" им знаний процесс производства знаний не зависит. Отсутствует явная причинная обратимость объектов, которые выражаются понятиями. Для большей ясности, приведу ещё один пример тавтологии. Можно определить понятие обувного производства, как деятельность по производству обуви, а понятие обувь, как продукт обувного производства. Вроде обратная и прямая связь понятий есть. Но нет тождественной обратимой причинно-следственной связи между объектами "обувь" и "обувное производство". Ибо не зависит от качеств объекта - "обуви" причинно, процесс её производства, а вот качества обуви от производства причинно зависят. Данные понятия, в своей формулировке, не проясняют ни природу объекта познания – "производителя обуви" ни качества и природу объекта познания – "обувь". Формулировка – чистой воды тавтология. Для низкосортного толкового словаря может и сойдёт, но в научные понятия они явно не годятся. Кстати, вся математика "тавтологична". Например, в математической фразе 2+3=5 и 5=2+3 нет никакой математической разницы. Но если рассматривать причинно-следственные связи процессов объединения объектов-чисел (2+3=5) и разъединения числа (5=2+3) на два числовых объекта, то смысловая разница есть. По этой причине, роль математики, как объединяющей все науки сильно преувеличена. Это сказалось, в частности, в проблемах квантовой механики, в которой математика полностью заменила физику.

В нашем случае, с понятиями «наука» и «знание», налицо, методологическая ошибка формулирования этих понятий. Что, естественно, не проясняет их сущность. Научная полезность от подобного формулирования – нулевая. Это не «кирпичики» познания, на которых можно надстраивать дальнейшее «здание познания» по единой методологии.

Существует ряд формулировок, которые характеризуют науку, как систематизированную совокупность знаний.

НАУ'КА – это система знаний о закономерностях в развитии природы, общества и мышления и о способах планомерного воздействия на окружающий мир. (Словарь Ушакова)

Наука -  систематическое объединение и изложение объективно достоверных сведений, принадлежащих к какой-либо области знания, в более общем смысле - объективно достоверное и систематическое знание. (Брокгауз и Ефрон).

Данные формулировки отождествляют науку через процесс обработки уже имеющихся сведений (знаний). То есть, "наука" это эдакая мельница, на входе которой - знания, на выходе – обработанные (переработанные) знания. Уже, надо сказать честно, просматривается какая-то урезанная методология. Но кто эти знания добыл, для дальнейшей переработки? Тоже наука? Всё это не проясняет причинно-следственную суть и структуру этого общенаучного понятия.

Существует ещё одно понятие, синонимичное понятиям: познание, знание, наука, учение. Это понятие "теория". Если выразить значения этих понятий, через множество их признаков (подпонятий, свойств, предикатов) то эти множества в значительной степени пересекутся. В значительной степени это синонимы. Посмотрите сами.

ТЕОРИЯ (греч. theoria - наблюдение, рассмотрение, исследование, умозрение, буквально - "зрелище", "инсценировка") - высшая форма организации научного знания, дающая целостное представление о… (Философский словарь)

Теория - форма достоверных научных знаний: - представляющая собой множество логически увязанных между собой допущений и суждений; - дающая целостное представление о закономерностях ... (Общественные науки)

То есть, теория - это "форма организации научного знания", это форма познавательной деятельности, а наука - "особый вид познавательной деятельности (Новейший философский словарь, в редакции Е.В. Хомича)". Есле нет смысловой разницы в понятиях "форма" и "вид" следовательно, понятия "наука" и "теория" - есть синонимы.

Теория (греч. theoria - рассматриваю, исследую), в широком смысле - комплекс взглядов, представлений, идей, направленных на истолкование и объяснение какого-либо явления; (БСЭ)

То есть, это познавательная деятельность, реализуемая через комплекс формализованных представлений, взглядов.

ТЕОРИЯ жреч. умозренье, умозаключенье; заключенье, вывод из чего-либо, не по явленью на деле, а по выводам своим; противоположное дело, на деле, опыт, практика. (Даль)

ТЕО'РИЯ, и, ж. [греч. theoria - исследование]. 1.Учение, являющееся отражением действительности, обобщением практики, человеческого опыта.... (Ушаков)

Обратите внимание, сколько синонимичных, производных понятий: «наука», «теория», «знание», «учение», «методология», «методика» и др., образовано, по сути, из базового (отсутствующего) не сформированного методологически понятия «познания», «познавательная деятельностиь». Ибо, базовое понятие методологически не определено изначально. Оно не является общенаучным понятием. И не одно из производных понятий не содержит в себе общего алгоритма познания, общих правил познания или конкретику понятия «познать», определяющего "что значит «познать»?"

Таким образом, проанализировав свойства имеющихся в словарях формулировок понятий «наука», «теория», «знание», «учение», «методология», «методика», можно выделить несколько этапов развития познавательной деятельности:

  •       В процессе совместного пространственно-временного бытия объекты (они же субъекты) познают друг друга, изменяют друг друга взаимодействуя друг с другом. Наличие "памяти" объектов о взаимодействиях и способности передавать информацию (память) при очередных взаимодействиях и по наследству, обеспечивает сохранение и развитие их познавательной способности. Естественный отбор, сохраняет, отбирает и развивает объекты с наибольшими познавательными способностями. На определённом этапе развития познавательной способности, начинается "познание" способов познания. Это краткая гносеология понятия познания и науки. Способность управлять событиями-взаимодействиями, а значит управлять изменениями, приводит к осознанию полезности познания. Приводит к развитию способов познания теми объектами, которые могут передавать накопленные познания и способы познания - науку. Передаются и способы изменения бытия. Таким образом, первообразным источником появления и развития познавательной способности объектов и науки, выступает неизбежность событий-взаимодействий объектов, бытие которых происходит в едином для объектов конечном пространстве и времени. Характеризуется любое взаимодействие временем, местом, участниками. В итоге, получается, что и НАУЧНОЕ ПОНЯТИЕ должно быть определено во времени, пространстве и в причинно-следственной структуре его образовавшей.
  •      В процессе эволюции объектов, способных накапливать и передавать знания, озникает НАУКА - как познавательная деятельность наиболее развитых объектов (организмов, животных, человека) и их объединений (сообществ) по «производству» знаний об объекте познания (познавательная деятельность) и их передаче, в том числе и "наследию" при помощи ПОНЯТИЙ; /В этой части проявляется синонимичность понятия «наука» и понятия «познание». ПОЗНАНИЕ — творческая деятельность субъекта, ориентированная на получение достоверных знаний о мире... (Новейший философский словарь, в редакции Е.В. Хомича)/;
  •      "Орудием труда" НАУКИ в "производстве" знаний, выступают идеи, гипотезы (предположения), объекты-инструментарии познания, опыты (жизненный опыт), модели, формализованные представления объектов, свойств, взаимодействий. Результатами, итогом полученных "трудом учёных" данных, их обобщением выступают алгоритмы, методики, теории и в конечном итоге - всё теже ПОНЯТИЯ. /В этой части, проявляется синонимичность понятия «наука» и понятия «теория». Теория - комплекс взглядов, представлений, идей; (БСЭ)/
  •       Следующий этап развития познания и науки обеспечила необходимость повышения эффективности познавательной деятельности, необходимость систематизации накопленных знаний. Появилось понятие НАУКА о науке -  как обработка полученных в процессе познания знаний, опыта, выраженного опять же в научных ПОНЯТИЯХ, сведение их в причинно-следственные системы (закономерности, принципы, правила, методики, алгоритмы, статистические методы). /В этом проявляется начало уже другого этапа познания, в котором познаются закономерности, через познание базы уже полученных знаний;/
  •         Следующий этап: НАУКА - используется как система применения на практике полученных объективных сведений (знаний) в форме рекомендаций, моделей, опытных образцов и пр.. /В этой части, понятие наука проявляется как совокупность способов воздействия (взаимодействия) объектов науки с обществом и личностью (воздействие на образование, просвещение, экономику и пр.);/ И всё это должно строится на НАУЧНЫХ ПОНЯТИЯХ.

Известная парадигма академика, физика, лауреата Нобелевской премии П.Л. Капицы: "ЭКСПЕРИМЕНТ - ТЕОРИЯ - ПРАКТИКА", в свете общей методологии познания, выглядит так.

Взаимодействие объекта познания и эталонного субъекта (научный опыт, опытное испытание) - есть ЭКСПЕРИМЕНТ или множество экспериментов. В опытах выясняется лишь относительная (соразмерная) опытам природа свойств (совокупность свойств) и величина свойств познаваемого объекта, относительно общепринятых эталонов этих свойств - опытного инструментария. В результате корректно поставленного эксперимента выясняется величина и размерность познаваемых свойств относительно величины и размерности эталонных свойств инструментария. Образуется опытная база полученных опытных знаний, которую следует систематизировать, связать в причинно-следственные связи. Создаётся основа для следующего этапа познания - создание теории.

К опытной базе подбирается формальный способ её причинно-следственной организации. Производится подбор и применение способов познания причинно-следственных связей (зависимостей), применение моделей, схем, алгоритмов, средств математики, физики, логики, статистики. Это есть работа по созданию ТЕОРИИ ПОЗНАНИЯ при помощи обработки полученной опытным путём базы знаний. Итогом ТЕОРИИ ПОЗНАНИЯ является получение формализованного для массового употребления на практике алгоритма, методики. Примером такого подхода, является получение вида функциональной зависимости (закона) относительного целого от его свойств (параметров).

Практическая применимость теории, с целью искусственной широкомасштабной имитации эксперимента в повседневной жизни - есть ПРАКТИКА. В ней и проявляется состоятельность теории.

К сожалению, в современной теории познания, формальная фаза теоретического осмысления подчас подбирается не корректно. Ибо отсутствуют общие принципы познания и методология формирования научных понятий.

В.Л.Киссель. в своей работе "Наукоучение. Общие принципы логики и методологии научного познания. Cемиотика науки." Писал. "Определение, представленное без учета сущности самого определения как явления, искажает причинно-следственное бытие определяемого и определяющего в схеме логически правильного определения, и ведет к тупиковым определениям, оказывающимся тормозом на пути дальнейшего развития научного познания. Отсюда возникают такие логически противоречивые понятия как "комплексное число", "бесконечность", "масса движения", "волновая механика", "вероятностная причина" и, как следствие, "вероятностные законы микромира". Лучшей характеристикой логической путаницы современной теоретической науки лишенной философского основания является характеристика В.Гейзенбергом одного из моментов научного познания физической реальности, отражающая бытие естественнонаучного знания в состоянии "неопределенности"./ Опубликовано: Философские исследования. М., 2002, 2, с.114-127/

Теория подменяется подчас набором импирических, структурно неопределённых, статистических зависимостей, подгоночных коэффициентов, а общенаучные принципы - системой постулатов. Наука, как и понятия, перестают быть строгими и структуризованными. И от эксперимента переходят непосредственно к его практическому тиражированию, опуская выясненную причинно-следственную суть. Чрезвычайно опасная тенденция в современном высокотехнологичном обществе, использующем энергии ядерных и химических реакций, генетические способы управления изменчивостью и пр.

По этой же причине, и формулировки базисных понятий теории познания: познание, знание, наука, теория, методологически не сформированы, не ясны в причинно-следственных связях, тавтологичны.

Безусловным лидером в этой области стала философия, в конце концов, погрязшая в неопределённости своих понятий, так и не ставшая способом познания общих закономерностей бытия и утратившая актуальность своего предназначения. Приведу лишь один "клубок" синонимов повсеместно употребляющихся в данной "науке" (достоверность , истинность, объективность, правдивость, сущность, существо, имманентная сущность, гносеология и пр.). Таких клубков десятки и их не распутать без методологии формирования понятий.

И так повсеместно, в широком диапазоне общенаучных дисциплин. Наука в целом, погрязла в бессистемно сформированных, синонимичных, переплетённых, производных, суррогатных, дублирующих друг друга понятиях. Их тысячи, а словарей дисциплинарных, тематических, толковых - десятки. Вредоносность бессистемного подхода в формировании научных понятий, очевидна. Взять, для примера, понятие бесконечности. Нет этого научного понятия вообще. И быть не может. Почему? Потому, что бесконечности не существует, это ненаучное, не познаваемое в сравнении понятие, имеющее лишь смутную математическую сущность, не имеющее реальной физической сущности (размерности, природы) и величины. Но, нашлись удальцы-мудрецы и применили теорию неправомочных допущений и обобщений - "обозвали" бесконечность конечным знаком - конечным понятием, создали учение о бесконечности. Закономерным итогом данного кабалистического подхода, появились математические неопределённости (деление бесконечности на ноль, бесконечности на бесконечность, понятие производной и предела, мгновенной скорости и ускорения.) Ещё пример. Существовало в экономике (до 70-х годов 20 века) понятие эталона стоимости, единой общепринятой меры стоимости и понятие денежной единицы, как денежное выражение, фактически (часть) эталона стоимости, имеющее природу эталона. Это был способ познания величины стоимости экономического объекта в сравнении с эталоном. Но ввели понятие денежный знак, товар, "оторвали" его в смысловом выражении от понятия эталона стоимости. Появились понятия - деривативы (производные финансовые инструменты - изменяющиеся стоимости), рычажные деньги, условная стоимость нематериальных активов, фьючерсы, опционы. И все эти производные финансовые инструменты имеют тавтологичную связь со стоимостью и её денежным выражением. Как развитие данного беспредела в условиях рынка, появились биржевые торги денежными единицами, как товарами и их производными инструментами. А что получилось по сути? Торгуют сегодня эталонами стоимостей в реальном масштабе времени, финансы накачали виртуальными деньгами сосчитать которые не могут до сих пор. Приравняли реальные деньги и виртуальные. Приравнивают статичные стоимости и изменяющиеся стоимости, стоимости сегодняшние и будущие. Экономику трясёт в глубочайшем системном кризисе доверия к деньгам и стоимостям, к оценке стоимостей и способам её познания (биржам). Ещё пример. Эвклид писал в "Началах..." "Число есть множество, сложенное из единиц». То есть, существовало понятие математического числа, как отношение какой-то совокупности объектов (свойств) к своей единичной части. Применение единичного эталона являлось теорией объективного познания величины. Понятие числа в математике сегодня сделали абстрактным. Никто сегодня не пытается, по большому счёту, увидеть физический смысл ни в понятии числа, ни в математических действиях над ними. Появилась возможность подменять понятие числа необоснованными расширениями. Появилась некоммутативность умножения (a*b <не равно> b*a), появились гиперкомплексные числа. Таких примеров - десятки. И эти примеры - базовые в своей узкодисциплинарной области, на которых надстраивается десятилетиями дальнейшая теория познания. Плодится в прогрессии мусор теорий, место которому на свалке истории.

Любая теория, как конечная часть большого (условно бесконечного) процесса познания, базируется на начальном перечне базовых понятий и приводит, в итоге,  к новому перечню научных понятий, структурно определённых методологией их образования в данной теории. Если брать в базис теории познания, такие понятия как, например, непознаваемое понятие "бесконечность", "виртуальные деньги" и "гиперкомплексные числа", то плодится понятийный мусор, из которого вытекает муть новых лжетеорий и новых лжепонятий, вытекают кризисы их практической реализации, экономические кризисы и кризисы наук, права.

Что такое научные дисциплины: математика, физика, химия, геометрия ? Формулировки из словарей не привожу, они написаны узкодисциплинарными специалистами: математиками, физиками, химиками, не старающимися определить место наук в общей методологии познания. Но фактически, это способы познания реальных объектов мироздания и их изменчивости, при помощи формального представления этих объектов как совокупностей физических, математических, химических, биологических, исторических, геометрических свойств, в их сравнении с некоими общепринятыми эталонами!

Из отсутствия единого подхода к формированию понятий "выплывают" явные проблемы в формулировании понятий наук: математики, химии, физики и всех остальных. Отсюда попытка их классифицировать на "гуманитарные" и "технические", на "точные " и "неточные", не по их способам познания (способы должны быть универсальны), а по типу объектов познания, фигурирующих в данных науках. Их классифицируют по научным и ненаучным понятиям в данных науках употребляющихся. Общество справедливо начало делить по данному принципу и людей. Появились "гуманитарии" и "технари". Я лично распознаю данные типы людей безошибочно по манере изложения своих мыслей. Только по-настоящему образованных и универсальных учёных и специалистов скоро не останется при таком подходе! А вспомните великих мыслителей прошлого? Это были универсальные учёные, мыслители-философы замечательно знавшие имеющиеся в их время способы познания: механику, математику, геометрию ( Платон, Зенон, Архимед, Пифагор, Аристотель, Птолемей, Галилей, Декарт, Ньютон, Гук, Юм, Ломаносов, Эйлер, Лагранж, Лаплас....) Вся история развития науки и эволюция мыслителей - это утрата универсальности, вследствии разрастания базы познания и отсутствия её глубокой методологической систематизации. Это следствия отсутствия общей методологии познания, отсутствие универсальной модели познания, основанной на самых общих принципах. Пора создавать единую теорию познания способов познания.

Отсюда же идут проблемы образования. Существует проблема узкой специализации. Сколько противников и сторонников у ЕГЭ (единого госэкзамена, единого общеобразовательного стандарта). В нём заложена объективная необходимость познавать объективный уровень образования человека в сравнении с объективными эталонами образования. Но что мы видим? Мы видим глубочайшие проблемы с созданием эталонных стандартов образования. Ответы на вопросы по истории, литературе, языку отнюдь не однозначные, а значит не эталонные. Почему? Потому, что извините господа гуманитарии, в вашей сущности не заложено ощущение необходимости понятийной определённости. Это беда не ваша, а общая беда системы познания, которой, по большому счёту, в современной науке нет. Вот сейчас это всё вылезает наружу по проблеме ЕГЭ. Загаживается сама здравая мысль. По этой причине, на данном этапе развития познания следует отказаться от ЕГЭ по неточным наукам (литературе, языку, истории..), чтобы не загубить "на корню" саму здравую идею познания в сравнении с эталоном. Но это не значит, что эталонов у неточных наук нет. Их нет сегодня, как нет пока сегодня и методологии формирования однозначно определённых научных понятий у данных дисциплин. Но они должны быть. Надо работать над этим направлением. Выскажу объективно назревшую мысль:" Все билеты по ЕГЭ должны проходить экспертизу на эталонность ответа на него (однозначность, общепринятость, неизменность ответа)." И лучше чем "служители точных наук", на современном этапе развития способов познания, никто не может справится с этим. Следующий вопрос по ЕГЭ:"Должны ли быть эталонные стандарты образования единые и неизменные для всех?". Да. Только единые и неизменные стандарты могут определить объективную величину образованности ученика и профессионализма учителя (школы, учебного заведения). Но они должны быть едиными для своего "уровня". Это уровни: начальных классов (общее начальное образование), уровень старших классов (общее среднее образование), уровень специальных технических учебных заведений, уровень колледжа (техникума), многоуровневая вузовская система.

Назрела необходимость реализации нового этапа теоретического познания - этапа построения единой теории познания. Опытной базы уже предостаточно. Необходима систематизация и обобщение опытных данных, создание понятийной базы данной теории, по единой методологии формирования научных понятий.

Все науки это формальные способы объективного познания вырабатывающие практические знания. Отсюда формулировки их понятий должны быть следующими.

Отсюда вытекают понятия наук.

  • Математика - способ познания объектов мироздания, которые выражаются через совокупность математических свойств (числовая характеристика - число, причинно-следственная зависимость - функция и пр.).
  • Геометрия - способ познания объектов мироздания, которые выражаются через совокупность геометрических свойств (геометрическая точка, отрезок, фигура, площадь и пр.).
  • Физика - способ познания объектов мироздания, в их причинно-следственнорй связи, которые выражаются через совокупность физико-математических свойств (физико-математическая точка, обладающая размерностью (например массой) в момент времени и имеющая координату; сила; скорость; энергия; мощность, инерция и пр.).
  • История - способ познания объектов человечества определённой природы: личностей, народностей, наций, государств и пр.) и совокупность их исторических свойств (культура, экономика, политика, государственность, право и пр.) в их взаимодействии и эволюции, на определённом временном (историческом) интервале.

Обобщаем и систематизируем всё вышесказанное.

Конечное познание объекта (познание, знание, определение) - есть взаимодействие объекта и субъекта познания. Просматриваются три важнейших этапа в каждом познании:

    -определение при помощи способов познания, его относительной сравнительной характеристики (величины) его свойств, в сравнении (во взаимодействии) с ранее познанными объектами (свойствами, понятиями, знаниями, опытным инструментарием);

    -определение её причинно-следственной зависимости (размерности) объекта познания, от ранее познанных свойств (понятий, знаний), построение теории;

    -формулирование познанного понятия - нового знания с целью практического применения.

Способы познания (науки, теории, научное познание, инструментарий познания, эксперимент) - совокупность формальных приёмов и правил, методик, алгоритмов, экспериментов, опытов, выясняющих величину и размерность (природу, изменчивость, функцию) объекта определённой природы. Способы познания выясняют и зависимость относительного целого от его свойств.

И т.д

Таким образом, из данных понятий выясняется, что любая теория, это промежуточный, формальный этап, часть любого познавательного процесса. Представляет собой формализацию объективных причинно-следственных зависимостей (реальностей) в виде: правил, формул, моделей, алгоритмов, принципов, представлений, взглядов, ощущений. Начинается каждый этап с перечня базовых понятий познаваемых объектов и их свойств, а завершается перечнем новых, базовых для следующего этапа познания понятий. Эксперимент, теория, практика имеют общую цель - реализация и применение познавательной деятельности - получение и использование знаний (познаний, понятий). Познание - результат взаимодействия объектов природы и их свойств. Научное познание - познание при помощи средств науки (методов, принципов, способов, теорий).

Выход из глобального понятийного кризиса видится в:

  • формировании единых общенаучных принципов объективного и субъекттивного познания;
  • выработки единой модели познания, методологии познания и методологии формирования научных понятий;
  • формировании единого общенаучного словаря эталонных научных понятий, в котором по единой методологии и единым принципам, будут сформулированы все употребляемые общенаучно понятия. Например, такие как: познание, принцип познания, причинно-следственный подход, наука, теория, относительность, объект познания, время, взаимодействие, изменение, энергия, инерция, число, поле, пространство, движение, эталон, свойство, размерность и пр.

Это будет настоящим прорывом в фундаментальной науке и просвещении, в следствие систематизации процесса познания единой методологией. Общенаучные понятия будут причинно связанными друг с другом и разграничены в конечных совокупностях своих предикатов. Это станет началом глубоких системных преобразований в науке, теории права, а затем и во всех областях жизнедеятельности людей (экономике, политике, общественной жизни). Результатом реализации данного подхода, станет новая научная и общественная, образовательная среда, в которой все люди будут находиться в инерциальных системах познания. И все понятия будут иметь относительно разных людей одинаковый смысл. Фактически будет создан ЯЗЫК ОБЩЕНАУЧНОГО ОБЩЕНИЯ.

Теоретическая основа (теория) данного подхода реализована мной в Объектно–Свойственной Модели Познания (ОСМП) - универсальном способе познания мироздания, основанном на методологии формирования понятий и принципах объективного познания. Все понятия сформулированные в данной модели, в принципе, не противоречат имеющим место быть понятиям, а наведут лишь системный порядок, уточнят их, «впишут» отдельные понятия в систему понятий, связанных причинно-следственно единой методологией их формирования (одно понятие станет развитием (изменением) другого понятия). Отфильтруются лжепонятия и многочисленные синонимы, а затем и лжетеории на них основанные.

То есть, образуется вместе с методологией познания, система формирования научных понятий, в которой, на каждом этапе познания, есть базовые относительно первообразные для данного этапа понятия и производные понятия, образованные как изменения подпонятий (предикатов) данного понятия. И первообразными понятиями для них являются понятия объекта, свойства, события взаимодействия свойств.

Примером реализации системы понятий может служить система понятий Объектно–Свойственной Модели Познания (ОСМП).  В ней прослеживается систематизация теории познания и смысловое присутствие методологически не сформированных понятий современной теории познания: индукция (фактически - отображение взаимодействия (свойств одного объекта на свойства другуого)), дедукция (фактически - причинно-следственный подход к познанию объекта), анализ (фактически - рассмотрение объекта как совокупности его свойств), синтез (фактически - рассматрение объекта как единого целого и причинно-следственной зависимости относительного целого от его свойств).

Процесс познания есть совокупность конечных этапов познания, взаимодействия (изменения) относительных объектов и их свойств.

Познание - процесс событий-взаимодействий объекта и субъекта. В результате взаимодействия, объекты изменяются (познают) друг друга.

Этап познания объекта – применение различных способов познания (наук) взаимодействия объекта и субъекта. В результате которого, в сравнении, происходит определение его относительной сравнительной характеристики (величины) и её причинно-следственной зависимости (размерности), происходит формулирование понятия объекта, как результата взаимодействия.
(У объектов «не людей» формулирование есть отображение.
Так, дерево, познавшее удар молнии, через своё изменение, «формулирует» понятие «удар молнии» через ожёг ствола. Ожёг – это субъективное определение деревом свойств молнии при их взаимодействии.)

Этап познание свойства – определение во времени и пространстве его величины и природы (размерности), формулирование понятия свойства.

Относительный объект познания – определённое в пространстве и времени относительное целое (инвариант), совокупность свойств, находящаяся в причинно-следственной зависимости (функции) целого от некоторых свойств различной природы. Объект и субъект познания - есть относительное, ролевое состояние объектов в процессе их взаимодействия и познания.

Относительное свойство объекта (параметр) – есть характеристика познанной в сравнительной величине, в причинно-следственной зависимости (природе, размерности) и понятии часть природы объекта (мироздания).

Событие–взаимодействие. Под элементарным единичным событием - взаимодействием следует понимать пространственно-временной контакт двух объектов - носителей двух соразмерных свойств одной природы. В результате элементарного события-взаимодействия соразмерные свойства двух объектов претерпевают относительные изменения (познают друг друга) линейно, одновременно и одноместно, а система взаимодействия, на время до другого взаимодействия по данному свойству, относительно взаимодействующих в событии объектов, считается изолированной (замкнутой). Способ объективного познания события - применение единого для объектов свойственного эталона, единой системы координат и отсчёта времени. Применение (введение) в естествознание понятия события-взаимодействия, имеющего размерность (природу) являет собой источник (причину) абсолютного соразмерного изменения для двух взаимодействующих в одном событии объектов (свойств) в цепи причинно-следственных связей. Тогда как, понятие изменения является относительным явлением и не может корректно рассматриваться в качестве однозначной причины.

Понятие (научное) – по причинной сути, есть результат взаимодействия познаваемого объекта и познающего субъекта, в результате которого, познаваемый объект представляется как характеристическое свойство объекта познания (объекта, свойства или взаимодействия, причинной связи, отношения). Отсюда, понятие, по своей структуре, есть общее название относительной совокупности его конечных свойств (признаков, предикатов). П., объединяет в относительное целое некую конечную совокупность свойств различной природы (подпонятий, предикатов), от которых данное п. зависит причинно в величине и природе (размерности). П., входя в структуру другого понятия, является просто его свойством (подпонятием, предикатом). То есть, одно и тоже п. может характеризовать как объект – относительное целое, так и свойство другого объекта. Употребление структурно сформулированных научных понятий в процессе познания, есть важнейший способ познания изменчивости объектов и их понятий, часть общей методологии познания.

Способ объективного (достоверного) познания события-взаимодействия - применение единой системы отсчёта координаты и единой системы отсчёта времени, применение единого свойственного эталона сравнения.

После события – взаимодействия по данному свойству и до начала следующего события, свойство не изменяется (сохраняет неизменной величину параметра) и объект обладает по данному свойству относительной инерцией - I. Отсюда, природа (размерность) и энергии и инерции одинаковы. И инерция и энергия имеют причинно-следственную связь с событиями-взаимодействиями – причиной их появления. ( Понятие инерции, энергии являются общенаучными, ибо присущи свойству любой природы и размерности, являются результатом события-взаимодействия и изменения)

Инерция - есть энергия элементарного относительного изменения данного свойства (равно как и энергия, затраченная на элементарное относительное изменение данного свойства). Инерция, сообщённая абстрактному свойству, i-м событием-взаимодействием есть энергия изменения свойства, которая имела какое-то время неизменности до следующего события-взаимодействия по свойству определённой природы (размерности).

Энергия изменения (энергия) – есть величина изменения свойства объекта, соотнесённая с временем (продолжительностью) данного изменения. Из понятия энергии и инерции следует, что энергия есть сумма инерций.

Движение объекта (изменение объекта) – результат событий-взаимодействий свойств данного объекта с соразмерными свойствами других объектов.

Общее уравнение взаимодействия – есть физико-математическая запись (способ познания) элементарного события-взаимодействия объекта А , имеющего свойство а1 и объекта В, имеющего соразмерное свойству а1, свойство b1.

  Поскольку,   ,  , то имеется два решения этого уравнения:   и . В результате элементарного события-взаимодействия, соразмерные свойства обмениваются своими относительными изменениями. Общенаучное толкование данного уравнения глобально. От общего волнового уравнения, законов сохранения, третьего закона Ньютона, закона Гука, обмена стоимостей в теории стоимостей, до поговорки на бытовом уровне: «С кем поведёшься, от того и наберёшься». По анализу следствий из данного уравнения, вытекают глобальные принципы познания.

Из уравнивания сторон уравнения (знаком тождества) выясняется, как бы, его полная обратимость (ложная обратимость). В математике, это происходит повсеместно (действия над числами, разложения функций в ряды и пр.). Широта применимости данного уравнения ограничена его тавтологичностью, то есть, причинно-следственной необратимостью сторон данного уравнения и не учётом временных свойств.

Способы и принципы познания – совокупность общих общенаучных правил, определяющих корректность применения способов познания в той или иной области познания объектов определённой природы (принцип применимости теории).

Относительность - есть основной способ познания, выражающийся в сравнительном (относительном) подходе к познанию любого свойства (объекта). Это способ, определяющий объективность либо субъективность познания, способ определения сравнительной величины, способ соразмерного сравнительного подхода в познании совокупности свойств объекта - его размерности, способ подхода к взаимодействию и способ определения причины и следствия изменения.

Вытекает принцип, из уравнения взаимодействия, ибо величины свойств относительны либо, объективному эталону (общему знаменателю, способу сравнения с эталоном), либо друг другу.

Принцип применения эталона  в качестве объективного критерия относительного познания позволяет любое познанное свойство (объект) любой природы выразить математически в объективной величине относительно единичного эталона.

 Вытекает из уравнения взаимодействия, ибо величины свойств в уравнении, для корректности его решения, должны быть приведены к общему знаменателю - эталону.

Эталон - есть не изменяемая и не изменяющая при взаимодействии с ним единичная величина соразмерных (одной природы) свойств (объектов). Есть всеобще признанный, принимаемый формально, сравнительный свойственный критерий величины, основанный на осознанной необходимости объективного познания в сравнении с ним и следовательно на всеобщем согласии его применения. От взаимодействия с эталоном величина познаваемого свойства причинно-следственно не зависит. Эталон, есть единичный инструмент познания, носитель размерности (природы) свойства или объекта и критерий объективности познания величины.

Вытекает из уравнения взаимодействия, ибо применение единого эталона есть способ объективного познания в сравнении с общим для двух свойств, критерием (знаменателем).

Принцип субъективного (ложного) познания – величина и природа познаваемого объекта (свойства) причинно-следственно зависит от способа познания этой величины. Любой объект, имеет различные свойства, относительно субъектов, имеющих различные свойства относительно друг друга.

 Вытекает из уравнения взаимодействия, ибо величины свойств будут иметь различную величину, если они приведены относительно различных по величине свойств (субъективных эталонов).

 Принцип объективного (истинного, достоверного) познания или принцип независимости объекта познания от способа его познания основан на том, что величина любого свойства любого объекта в данный момент времени, есть продукт предшествующего познанию величины изменения (причины). Принцип выражается в том, что величина свойства, величина изменения свойства, по своей причинно-следственной сути, не зависит ни от относительной начальной величины свойства в момент времени t , ни от конечной его величины, ни от способа объективного познания величины этого свойства и величины изменения, выражением которого является применение формального сравнительного эталона (способа познания), а зависит только от свойств событий-взаимодействий, изменивших причинно величину познаваемого свойства.

Вытекает из уравнения взаимодействия. Величины изменений не зависят от начальных величин свойств, ибо для корректности записи уравнения, величины свойств должны быть приведены к общему знаменателю – эталону, а применение эталона не должно изменять величину, природу познаваемых свойств.

Данными понятиями ОСМП, очерчивается значительная фундаментальная понятийная основа предложенной теории (методологии) познания, методологии формирования понятий. При помощи единой методологии мы проведём ревизию основных положений и базовых понятий некоторых теорий, нашедших широкое практическое применение. Это теория стоимости (экономическая теория), теория чисел (математика), дифференциальное и интегральное исчисление (математика), евклидова планиметрия (геометрия), классическая механика (физика), электродинамика (физика), теория права (юриспруденция).

Об этом я начал в январе 2009 года проект "Философия относительности" - Это "Ключ от ларца с ключами" http://nbrilev.ru Приглашаю...

С Уважением к читателю, Николай Брылёв.
одержание и карта сайта Филосоыия Относительности
Статьи, публицистика.
Оставить сообщение Автору проекта  " Философия относительности"
Контакты, об авторе, почта
 
Яндекс цитирования